Прекрасна речь, когда она как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток 
И восклицать: О! Как же ты красива!  (Е.Щукина)
                   

Джилбаева  Айна Галимовна
учитель-логопед
квалификационная категория: первая
образование: Омский государственный педагогический университет
общий стаж: 16 лет

 

 Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые  заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.
  Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.
 Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребёнка.
  

                                      

Консультации и советы логопеда
 
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Игры на развитие длительного выдоха.
Развитие речи детей семилетнего возраста.
Совет по речевому развитию.

Развитие речи детей. Шестой год жизни

Береги голос смолоду! 
Роль семьи в подготовке детей к школе. 
Развитие связной речи. 

Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1-5 лет.

Правила речевого дыхания 

 

                                          

Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

                             

Я предлагаю Вам видео артикуляционных упражнений, они помогут сделать занятия интересными.

 Видео артикуляционных упражнений 

 

"Заведи моторчик"                                                   
"Грибок"                "Чашка"        "Варенье"  
 "Чистим зубки"     "Часики"       "Парус"   
"Маляр"             "Лошадка"          "Качели"  
 "Индюк"           "Кошка"               "Бегемот"  
"Блинчик"         "Змейка"  

  Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.
Предлагаю вашему вниманию ряд обучающих песенок для детей.  

 

Обучающие песенки для детей
"Машинка"                                         "Едет трактор" 
"Еду на машине"                                        "Светофор" 
"Далеко и близко"                                 "Экскаватор"  
"Я вижу"      "Рыжая кошка"         "Бяка"  
   "Песенка про птичек"             "Лево-право"  
  "Фрукты"        "Магазин"              "Осень" 

                                

Книжку с мамой я читала, 

А потом чуть-чуть устала.

Я проснулась, мама спит,

Книжка рядышком лежит.

Книжка называется 

"Спящая красавица".

Ю. Любимов

 

Для благополучного развития ребёнка семейное чтение очень значимо. Мультфильмы не заменят книгу. Почему? В мультфильме образ героя и сюжет однозначно задан, а при прочтении книги существует возможность привнесения собственной индивидуальности. Но главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребёнка и родителя, которая теряется, когда ребёнка оставляют одного для просмотра мультфильма. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного поколения к другому, поддержать общение в семье.

               

Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники

"Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". К. Д. Ушинский

Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Предлагаю вашему вниманию "живые мнемотаблицы".

"Огород"                                 "Тише мыши..."  
 "Продукты"          "Повар"         "Лето"     
  "Киска"           "Осень        "Ромашки"    
  "Осенние листья"              "Белый мишка"  
  "Вышло солнце"                  "Сарафанчик"   

 

Для чего нужна пальчиковая гимнастика

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев рук, например, известная всем "Сорока-Ворона...". Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наши время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание. Речь становится более чёткой, ритмичной, яркой. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.                                           Сделать игры не только интересными, но и полезными для развития речи вам поможет книга "Гимнастика для пальчиков" Е.Косиновой. 

 

 

Вверх