«Золотой ключик» - ключ в мир игры и познаний
      
 
дом, – в стенах которого мир игры и познания
ключик, открывающий детские сердца для добра, любви, познания.
желтый цвет ключика – цвет тепла, которым наши педагоги делятся с детьми
книга – источник знаний, удовлетворяющий потребность ребёнка в познании нового, эмоциональное обогащение
круг - единство, бесконечность. Замкнутое пространство, в котором ребёнку тепло, он чувствует любовь, защищенность
национальный орнамент – уважение, принадлежность к краю в котором живем
банет – квадратная академическая шапочка – стремление педагогов к научности   

 

 

 
Образовательная практика
      
 

В 2011-2014 учебные годы коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г. Тарко-Сале Пуровского района работал в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Опытно - исследовательская деятельность как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Целью исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа осуществлялась в течение 3-х лет, в одной группе детского сада. Начало эксперимента: I- этап - средняя группа - возраст детей 4-5 лет, II-этап - старшая группа - возраст детей 5-6 лет, III - подготовительная к школе группа, возраст детей 6-7 лет.

Знакомство дошкольников со спецификой исследовательского поиска осуществляется как в процессе организованной образовательной деятельности (коммуникативной, опытно-экспериментальной, продуктивной, музыкально-художественной, игровой) совместно с педагогом, так и во время самостоятельного исследования в группе и за пределами детского сада вместе с родителями. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

 В связи с этим были оформлены центры экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В целях систематизации развивающей работы с детьми, по направлениям разработан перспективный план экспериментальной деятельности для всех возрастов.

Поисково-исследовательская деятельность — это интегрирующийся с другими вид деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном  отчете об увиденном. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словамиСвязь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.  Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. В то же время владение математическими операциями облегчает процесс экспериментирования. Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно использовали, являются опыты как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интересов ребенка. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.Дошкольный  период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Наша задача - помочь ребенку освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в его будущей жизни, помочь сделать выбор осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.Освоение, апробация технологии детского экспериментирования в условиях детского сада – главная задача нашей экспериментальной деятельности.

Методика исследовательского обучения А.И.Савенкова.

Поэтому для развития исследовательских способностей детей мы использовали методику исследовательского обучения дошкольников доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета г. Москвы Александра Ильича Савенкова. Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребенка. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:

- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);

- схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

- вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

- метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;

- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

Образовательная деятельность выстроена на основе исследовательских методов обучения при использовании Программы исследовательского обучения в детском саду, которая включает три элемента:

- развитие у детей исследовательских умений и навыков – Подпрограмма - «тренинг»;

- детскую исследовательскую практику - Подпрограмма - «исследовательская практика»;

- мониторинг исследовательской деятельности дошкольников – Подпрограмма - «мониторинг»;

Практическая работа проводилась по нескольким направлениям:

1. Организация самостоятельной детской деятельности в условиях обогащенной развивающей среды (мини-музеи, экспериментальные столики).

2. Участие детей и взрослых в проектной деятельности.

3. Методическая работа – практикумы, мастер-классы.

4. Вовлечение родителей в педагогический процесс.

Этапы экспериментальной работы

I этап (2011-2012 гг.) – разработка основных положений экспериментальной программы по организации детского экспериментирования в условиях ДОУ.

II этап (2012-2013 гг.) – апробация экспериментальной модели организации условий, способствующих развитию самостоятельной детской экспериментальной деятельности.

III этап (2013-2014 гг.) – создание действующей педагогической модели поддержки развития детской экспериментальной деятельности; анализ и обобщение результатов, формулирование принципов организации условий для развития деятельности, идущей от инициативы ребенка.

Сроки работы экспериментальной площадки: сентябрь 2011– май 2014 года.

При реализации практики были выявлены противоречия:

1. Между требованиями современного дошкольного образования к развитию познавательной активности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью подходов к реализации данного процесса.

2. Между пониманием необходимости активного включения родителей в совместную реализацию процесса познавательного развития детей дошкольного возраста и отсутствием интереса родителей к образовательному процессу в ДОУ.

3. Между опережающим развитием инновационной образовательной практики и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов ДОУ.

4. Между необходимостью осуществлять процесс познавательного развития на основе комплексно - ориентированного подхода в ДОУ и отсутствием разработанного и апробированного комплекса способов и средств для формирования ключевых компетентностей у дошкольников.

Выявленные противоречия позволили определить круг вопросов, требующих ответа:

1. Каким должно быть содержание работы с детьми по развитию познавательной активности?

2. Как обеспечить активное включение родителей в образовательный процесс, направленный на познавательное развитие дошкольника?

3. Каковы условия проектирования и реализации технологии формирования готовности воспитателей к развитию познавательной активности детей дошкольного возраста?

4. Каким образом осуществлять процесс познавательного развития на основе компетентностно - ориентированного подхода?

Наиболее ярким и значимым результатом реализации практики на сегодняшний день является сформированность инновационной среды в ДОУ, что подтверждается участием воспитанников во всероссийских и международных конкурсах «СНЕЙЛ».

В результате проведенной работы разработаны и апробированы:

  •  Программа экспериментальной деятельности МБДОУ «ДС KB «Золотой ключик» по теме: «Опытно - исследовательская деятельность как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»;
  •  Рабочая программа по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников:

- планирование;

- методика проведения занятий;

- конспекты занятий;

- проекты;

- картотека опытов;

- мониторинг;

- тематические недели.

  •  Методическое сопровождение работы экспериментальной площадки:

- «Инновационные технологии как фактор успешного интеллектуального развития детей дошкольного возраста»;

- предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольников;

- модель совершенствования профессионального мастерства педагогов;

- методические рекомендации по организации исследовательской деятельности дома.

У детей, непосредственно вовлеченных в реализацию практики, сформированы:

- предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- желание пользоваться специальной терминологией, умение вести конструктивную беседу в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности;

- любознательность, наблюдательность;

- желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Активизировалась речь детей, словарный запас пополнился новыми понятиями; улучшился психологический климат в группе; изменение отношения родителей и педагогов к детям (умение видеть в детях любознательную, творческую личность, понимание, уважение).

Благодаря эксперименту разрабатываются методические рекомендации, акцентирующие внимание педагогов на следующих принципах работы с детьми:

- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

- обеспечение двигательной активности детей в течение дня;

- использование многообразных форм организации обучения;

- обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

- использование цикличности и проектной организации содержания обучения;

- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;

- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;

- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

 Опираясь на вышеперечисленный научный опыт, планируется разработать модель проектно–исследовательской деятельности «Школа маленьких исследователей» для развития познавательно–коммуникативных компетенции дошкольников.

Участниками проектно-исследовательской деятельности согласно модели являются:

- воспитанники ДОУ, семьи воспитанников, педагогический коллектив детского сада.

Модель предусматривает создание условий для познавательно–речевого развития и реализации детского исследовательского поиска - оборудование центров научной деятельности и исследовательской активности детей.

Согласно модели проектно–исследовательский деятельности поиск вплетается во все виды деятельности по нескольким направлениям:

- познавательно–краеведческое - «Школа маленького экскурсовода», где решаются задачи приобщения детей к национальной и мировой культуре, расширения знаний о родном крае, воспитание духовных и познавательных потребностей, визуальной грамотности, музейной культуры;

 - познавательно–коммуникативное – «Школа маленького журналиста», в ходе которого у детей развивается познавательный интерес к различным профессиям, событиям, развиваются коммуникативные навыки, монологическая и диалогическая речь, формируется умение собирать, структурировать и представлять собранный материал, воспитывается желание поделиться своими знаниями с другими;

- коммуникативно-художественное – «Школа маленького сказочника», где происходит знакомство с детской литературой, формирование интереса и потребности в чтении, развитие связной речи, расширение пассивного и активного словаря, развитие воображения, творческого мышления, умения использовать различные средства выразительности для достижения создаваемого образа;

- эколого–здоровьесберегающее – «Школа маленького доктора». Способствует формированию экологических представлений, приобщению детей к здоровому и безопасному образу жизни, здоровой экологии, знакомству с различными средствами оздоровления и безопасности жизнедеятельности и умению их применять;

познавательно–научное – «Школа маленького профессора». Способствует расширению знаний детей о разнообразии наук и научных представлений в области географии, астрономии, математики и др.

     

Вышеперечисленные направления разработаны в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения и рекомендациями по методике исследовательского обучения дошкольников   А.И. Савенкова.

Данная модель подразумевает создание групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов по названным направлениям: исследовательски-игровых, творчески-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, нацелены на развитие познавательных потребностей и способностей детей, самостоятельное решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, развитие коммуникативных навыков, способности активно действовать, нестандартно мыслить.

 

 

Вверх